Предложение о «заморозке» любых, в том числе страховых, тарифов противоречит самой сути экономической деятельности, может связать руки регулятора (Банка России) в экстремальных ситуациях, когда обстановка на финансовом рынке и в экономике потребует принятия необходимых мер по выходу из кризиса. Обращаем внимание, что одним из факторов повышения тарифа в октябре 2014 года стало увеличение лимитов выплат по имуществу. До этого времени тариф не пересматривался ни разу с начала действия закона об ОСАГО, накопилось много проблем, а решения не принимались. К сожалению, роста тарифа на 23-30% было явно недостаточно и расчеты актуариев подтвердили, что тариф недооценен. Возможный положительный эффект от того повышения был поглощен инфляцией, поэтому вновь был зафиксирован рост убыточности по ОСАГО и возникла перспектива коллапса в отрасли.
Эти проблемы усугубились бы в связи с повышением с 1 апреля 2015 года лимитов выплат по жизни и здоровью в три раза до 500 тыс. рублей. Если в тарифе его не учесть, то можно уверенно прогнозировать, что начнутся массовые уходы страховщиков с рынка, а это создаст угрозу всей системе ОСАГО в принципе. Как итог — возвращение нас в лихие 90-е годы с разборками на дорогах. Ранее 1-2% в структуре возмещений занимали выплаты за ущерб жизни и здоровью. Всем понятно, что при таком повышении лимита доля этих выплат увеличится на порядок, а пострадавшие получат возможность нормально по упрощенной процедуре восстановить здоровье.
Теперь немного цифр. Сейчас базовая цена полиса — немного выше 2 тыс. рублей. Банк России увеличивает ее на 40-60%, то есть примерно на 1 тыс. рублей. Средний размер стоимости полиса ОСАГО в Москве и Санкт-Петербурге составит не более 10 тыс. рублей. Кроме того, многие автомобилисты за свой безаварийный стаж получают значительную скидку, применяя коэффициент «бонус-малус». Это та цена, которую можно допустить при значительном повышении уровня страховой защиты, качества обслуживания и увеличении лимита выплат.